Лекция Леонида Клейна: Лев Толстой. Анна Каренина. Грамматика нелюбви

Впервые сходила на #Гик_разведка
Лекция Леонида Клейна: «Лев Толстой. Анна Каренина. Грамматика нелюбви».

Как заметил сам лектор в зале одни дамы, что отсылает нас к стереотипному мышлению. В частности, к традиции прочтения романа («Анна Каренина»). Женщина изменила мужу, не справилась с пытками совести, отвращением к себе и обществу и чего-то там ещё и совершила самоубийство. Это интересно только женщинам. А вот и нет! Удивительный феномен Толстого как писателя вообще, и автора «Анны Карениной» в частности, в том, что роман «Анна Каренина» больше чем судьба Анны Карениной.

📗 В чём ещё феноменальность и романа и Толстого по мнению лектора, Клейна? Роман удобен для читателя. Одна глава – мы видим одного героя. Камера смещается. Другая глава — и другой герой со всеми мелкими деталями. И вот мы видим все мелкие детали каждого героя и при этом всю картинку целиком.

Дьявол, как говорится, в деталях. И Толстой тоже. Леонид Кейн почти всю лекцию говорил о том, что феномен таланта Толстого в этих тончайших деталях (не важно внешней обстановки или внутренних ощущений героя), которые позволяют полностью увидеть, оживить героя, и вот герой нам уже такой близкий. Это не конструкт, как, например, Раскольников. Его очень сложно представить, например, как соседа по тюремной камере или на соседнем сидении автобуса. Его просто не может существовать. А вот Безухов или Наташа очень даже могут.

А что там с Карениной? А ничего! Как верно замечает Клейн, по сути в романе мы ничего толком и не знаем о том, что думает и чувствует Анна.

30689098_2015086265378838_3553528121694430950_n

«Как ни старался Степан Аркадьич быть заботливым отцом и мужем, он никак не мог помнить, что у него есть жена и дети». Толстой пишет о том, что люди не знают самих себя и не знают, что не знают. Есть лишь какой-то фасад, а за ним ничего. Каренин не понимает себя. Он думает, что общество создало какие-то механизмы и на них строится всё. А потом оказалось, что механизмов нет. И люди оказываются беспомощными. Вот в этом роман «Анна Каренина». И в этом весь Толстой: наблюдательный, безжалостный, чуть ироничный.

Вряд ли в этих мыслях о романе Толстого можно найти что-то новое. Но вот харизматичная и бодрая лекция о, казалось бы, скучной классике – это, конечно, пять. Жаль, в мои школьные годы, когда эта классика впервые и открывалась, не было таких лекций. Зато сейчас есть.

А какие ещё литературные интересные лекции в Минске знаете вы?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: