«Странно, что ещё не все писатели в сети». Разговор с писательницей Алёной Занковец

Есть авторы, которые умеют не только хорошие романы писать, но и общаться с аудиторией, виртуозно учить, как писать художественные тексты, и постоянно искать новые площадки для творчества и собственного продвижения. Алёна Занковец как раз такой автор. Белорусскому сообществу она известна по успешной краудкампании книги «Консультант по счастливой жизни». Это первая книга, на обложке которой стоит имя Алёны. Мало кто знает, что Алёна уже более двадцати лет под псевдонимом пишет и публикует свои романы в российских издательствах и на сетевых ресурсах в интернете.

Я встретилась с Алёной за завтраком, где мы поговорили о продвижении, её романах и публикациях в сети.

Алена, ты много лет пишешь и издаешь книги в России и Беларуси. Всё это время ты работала под псевдонимом. А сейчас в белорусском издательстве вышла твоя книга под реальным именем. Скажи, почему ты решилась наконец выйти из тени?

Первые рассказы я начала писать почти двадцать лет назад и делала это под своим настоящим именем. Рассказы читателям нравились, получали хорошие отклики. А вот когда я перешла на крупную форму, посыпалась критика. Временами очень жёсткая от опытных коллег по перу. И тогда я поняла, что здесь мне ещё многому предстоит научиться, и пока мои произведения слабые. Поэтому я взяла псевдоним, зарегистрировалась на литературной платформе и начала учиться писать романы. Этот аккаунт стал моей творческой мастерской. Там до сих пор лежат черновики романов, написанных в разных жанрах, и даже хранится подростковая повесть. Там я выкладываю романы по мере написания и обсуждаю их с моими постоянными читателями. А из тени я вышла, когда подросла и определилась с любимым жанром. Когда читатели, издатели и критики убедили меня, что я состоялась как писательница.

Ты активно публикуешься в сети, на портале Литнет. Давай поговорим об этом подробнее. Белорусские писатели редко пользуются сетевыми ресурсами так активно, как ты. Чем сетевые ресурсы отличаются от издания книг традиционный способом через издательство?

Сеть – это дом для сотен тысяч читателей. Они активно читают и покупают книги. Современным писателям невероятно повезло, что этот виртуальный мир существует, при этом даёт реальную обратную связь и реальный заработок. Странно, что ещё не все писатели в сети.

Отличия между бумажной публикацией и электронной огромные. Сеть позволяет полностью контролировать продажу и продвижение книги и получать до 70% от стоимости произведения, при этом продавая неограниченное число копий. В сети продавать книгу может любой, без мучительных ожиданий и отборов. Интернет –  это бездна возможностей, а читательская аудитория и доля продаж электронных книг, и самиздата в целом, растёт каждый год. Минусы в том, что у самиздата нет такой статусности, как у бумажной книги, опубликованной в солидном издательстве. А ещё меньше доверия со стороны профессионального читателя. Автограф не поставишь.  И конкуренция значительно выше.

Ты публиковалась и в российском большом издательстве («АСТ») и белорусском («Регистр»). С кем больше понравилось работать?

АСТ — это гигант. У него минимальный тираж – 2000 экземпляров. Своя сеть распространения. Книги, изданные в АСТ, можно купить не только в России, но и во многих книжных магазинах Беларуси. Книги, изданные в «Регистре», и это касается абсолютного большинства наших издательств, остаются в Беларуси. Да, их можно купить с доставкой в Россию, но при этом стоимость книги увеличивается почти вдвое. Объём рынка – количество потенциальных читателей – это главное и существенное отличие.

Зато с белорусскими издательствами проще работать. Редактор почти все время на связи. Ему можно написать, позвонить, приехать к нему в издательство. Можно обсудить обложку, согласовать правки. Это очень приятный бонус.

Как ты считаешь, должен ли писатель заниматься продвижением своего творчества?  

Нет, не должен. Задача писателя — талантливо рассказывать истории. Однако современному писателю необходимо заниматься и продвижением, если, конечно, он заинтересован найти читателя, продать книгу.

То, что хорошая книга продаёт себя сама, это миф. Хороших книг очень и очень много. Читатель завален хорошими книгами. Почему он должен открыть именно вашу? Преимущество у той книги, которая мелькала в сети, о которой говорят блогеры, на которую пишут рецензии. А чтобы о ней говорили и писали, нужно постараться. Хотя бы элементарно рассказать, что такая книга есть.

Возможно, вам кажется, что продвижением книги занимаются издательства. Это заблуждение пройдёт с первой же опубликованной книгой. У издательства есть авторы посерьёзнее и дела поважнее, чем продвижение вашей книги. Особенно это касается крупных издательств. Продвижение книги там может ограничиться упоминанием в каталоге. Издательства помельче бывают более активны: проводят презентации, встречи с читателями. Но этого часто бывает недостаточно, чтобы громко заявить о книге.

У тебя есть в Минске любимые книжные места, мероприятия?  

Фестиваль «Город и Книги» — это номер один в моем списке любимых книжных мероприятий. Люблю бывать в частной библиотеке «Пространство доступных книг». Там душевно, уютно, вкусно. Формат «книги + кофе» — это именно то, что нужно для отличного времяпровождения. Мне нравятся любые книжные и библиотеки. Эти запахи, этот шелест страниц… Одним словом, волшебство.

У тебя большая семья. Они участвуют в твоём творчестве? Помогают, мешают?

Помогают и мешают одинаково активно. Помогают — образами, сценами, фразами, которые я подсматриваю, подслушиваю и вплетаю в истории. Иными словами, вдохновляют. Обратная сторона медали, когда дети повсюду мельтешат и не дают сосредоточиться на книге. А писательство — сродни зависимости. Если в голове полно образов, а нет возможности св тишине за ноутбуком записать их — это мучительно.

Есть ли у тебя любимчики среди своих книг? Или ты всех любишь одинаково?

По-доброму завидую писателям, которые все свои книги любят одинаково. У меня в любимчиках обычно последняя книга. Правда, сейчас как раз произошел небольшой сбой. «Консультанта» я написала в качестве эксперимента, хотелось создать что-то достаточно светлое и легкое. Но все же больше люблю книги, которые переворачивают душу. Так что на данный момент моя любимица — «Подглядывающая». Она выйдет в российском издательстве этой осенью.

Есть рукописи, истории, которые лежат в столе?

Законченных историй в столе нет — все на виду.  Я даже выкладываю в сети ту книгу, которую пишу сейчас – «Логин / пароль». А вот набросков, идей, сцен — в столе предостаточно. 

Расскажи, как возникли литературные курсы?

Три года назад я получила предложение, от которого было невозможно отказаться: вести авторский 7-месячный курс по прозе в литературной студии им. Матвеева при писательском союзе «Полоцкая ветвь». Мне понравилось преподавать, очень вдохновляли успехи учениц. Надеюсь, этой осенью состоится новый набор. Пока я преподавала, возникли свои идеи и другие программы, которые в рамках студии им. Матвеева было невозможно осуществить. Поэтому я открыла свою студию. Эти две студии не заменяют друг друга, а дополняют.

Книги Алёны и ссылку на курсы можно найти на её сайте.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: