Искусство медленного чтения

«Я и так медленно читаю» – я слышу от своих друзей. Часто так говорят книжные блогеры, которые хотят читать больше и соответственно больше писать о книгах. Ещё так говорят люди, которым нужно читать много профессиональной литературы.

Дело в том, что эти люди как раз-таки читают не медленно, а очень быстро. Сейчас расскажу почему.

Что такое медленное чтение?

Медленное чтение — это практика, которая противостоит пассивному и бездумному потреблению информации. Практика медленного чтения – это глубокое, комплексное погружение в текст и ответственная работу с ним.

Считается, что практика родилась в конце 20 века. Она связана с культурой «медленного движения», которая предлагает, вопреки всеобщему ускорению, замедлить темп жизни во всех сферах – путешествия, еда, наука, мода.

Однако практика медленно чтения возникла раньше. От древних толкователей Торы до комментариев диалогов Платона и ближе–ближе к нашему времени медленное чтение практиковалось многими писателями и мыслителями. Но с каждым годом эта практика отходила на второй план. И уже в нашем веке медленное чтение развивается как новое явление.

Зачем читать медленно?

  • Медленное чтение — это активное занятие.

Мы привыкли думать, что художественная литература — это ещё один источник информации. Однако, художественная и философская литература, не является источником готовых знаний.

Оба вида книг предполагают активное чтение, которое исключает спешку. Медленное чтение развивает критическое мышление. Активно работая с книгой, читатель самостоятельно ищет новые сведения, сверяет источники, находит ключевые слова, оценивает идеи автора и продумывает свои аргументы.

  • Вдумчивая работа с книгой иногда приводит к озарениям.

Медленное чтение заставляет нас долго концентрироваться на куске текста, воспринимать его как проблему, и подбирать к ней решения.

Когда мозг после такой интенсивной деятельности переключается в пассивный режим, тогда и случаются творческие прозрения.

  • Каждая ветка сирени, рассеченная лягушка, грамматически неправильная фраза героя или его описание играют в произведениях великого автора важную роль.

Пропустить их или не придать им значения — то же самое, что пролистать два параграфа в учебнике математики. Потому что художественное произведение (повторюсь, отличных авторов) нужно рассматривать как большой, целостный эстетический объект. И в полной мере он раскрывается через систему образов и смыслом в каждой детали.

Так читать произведение можно только в практике медленного чтения.

  • Медленное чтение художественных и философских текстов меняет нашу чувственность и формирует иной взгляд на мир. 

Да–да, поэтому  если бы в школах внимательно читали Льва Толстого, а не только запоминали сюжет, многие из учеников стали бы анархистами.

  • Глубокая и продолжительная работа с текстом тренирует память и концентрацию.

Книга, прочитанная за один присест, забывается за неделю–две. Если же книгу читали медленно, анализировали ее и задавали вопросы, она врежется в память надолго.

Потому, что за то время, которое мы тратим при таком подходе на чтение, в нашей голове успевают образоваться не просто ассоциативные связи, а целые пучки и кластеры.

Как читать медленно

  • Прежде чем начать – уберите раздражители – телефон, планшет и т.д.
  • Перечитывайте текст.

При первом чтении произведения мы не замечаем многих деталей, потому что еще не знакомы с произведением полностью. Когда мы читаем текст снова, у нас сложилось общее впечатление о нем, и мы начинаем подмечать подробности, которые в первый раз нам ни о чем не говорили.

  • Сосредоточьтесь на отдельном фрагменте.

Умение вчитываться в текст необходимо практиковать на небольших фрагментах. На ограниченном участке текста возрастает значимость каждого элемента. Слова или знаки препинания обретают дополнительный вес. Не согласны? Вспомните короткое стихотворение или рассказ, который может вместить в себя больше смысла нежели объемный роман.

  • Найдите ключевые места.

Самые «ударные» места в любом произведении — его заглавие, начало и конец.  А ещё первое и последнее появление персонажа.

  • Найдите стиль.

Он есть в каждом хорошем произведении – это голос автора. Читая по пять книг за неделю – почти невозможно увидеть за напечатанными буквами личность с темпераментом, манерой говорить и уникальными идеями.

  • Будьте подозрительны.

Вы ведь наверняка хоть раз ловили себя на том, что герой и автор вас одурачили? Уверены ли вы, что Гумберт Гумберт из «Лолиты», до конца с вами откровенен?

  • Используйте словарь.

Сейчас это делать проще простого. Ведь есть электронные словари в телефоне, встроенные словари в электронной книге и Википедия.

  • Делайте «заметки на полях».

Заметки на полях книги или в отдельном блокноте обучают нас не только критическому, активному подходу к тексту, но и умению точно и сжато оформлять свою мысль.

Мысли, не зафиксированные на бумаге или электронном носителе, так и останутся туманными впечатлениями и забудутся. Привычка читать с карандашом в руках превращает нас на в творца и равноправного участника диалога с автором. Настоящего читателя. А до тех пор мы обычные слушатели или гости.

Если просмотреть знаменитые лекции Набокова о литературе – то можно встретить целый мир, который смог разглядеть Набоков, рисуя схемы на полях «Анны Карениной» или произведениях Диккенса и Пруста.

Пожалуй, именно Владимир Набоков для меня самый интересный пример практик медленного чтения. Если прочитать текст «О хороших читателях и хороших писателях» и его лекции по русской и зарубежной литературе — то ваше впечатление от школьной классики может заметно поменяться.

А ещё, конечно, любимый Пруст. У него есть сборник текстов  «Против Сент-Бёва».

В заключении, хочу заметить, что, конечно, практика медленного чтения чаще всего применима к великим авторам и книгам. Есть романы, над которыми вы можете сидеть с карандашом неделю – и так и не найти оригинальных мыслей, идей или новых слов.

Выбирайте достойную литературу.

P.S. Думаю, вы уже сами поняли, что те, кто говорит, что читает медленно, потому что не успевает за неделю прочитать три книги – лукавит)

Очень подробная статья на тему чтения (на которую я опиралась) и ссылки на различные исследования вот здесь.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: