“Маленький друг” Донны Тартт. Новый Том Сойер в юбке.

Мой литературный 2017 начался с
грустного события. Я дочитала последнюю книгу Тартт. Здесь стоит добавить, что
американский автор пишет свои монументальные романы самым тщательным образом,
на каждую книгу у неё уходит около 10 лет. Отсюда становится понятно, что
выпущенных книг у Донны немного. Всего три.

И в этой монументальности
открывается феномен современного американского писателя, которого я не перестаю
хвалить и всем советовать. Все книги Донны Тартт весьма объемны, размеренны,
наполнены исчерпывающимися описаниями и деталями. Но при всём при этом в них
нет ни грамма лишнего. Они отжаты насухо, — такую фразу я прочитала в одной из
рецензий. Донна тщательно делает домашнюю работу. Все детали проработаны за
кадром, да там и оставлены — на поверхность, в сюжет выплывают готовые
убедительные образы. Они были созданы объемными, а двухмерная книжная страница
показывает их точный анатомический срез. Вот куда уходят все эти годы
подготовки романа. Это просто удивительно в современном мире!

«Не влюбиться в то,
как пишет Тартт — неторопливо и так, будто бы у нее
есть все время мира, было невозможно».

Ах, да я же хотела рассказать о
последней прочитанной мною книге Донны. «Маленький друг».

«У Тартт все романы
о тяге к недостижимому, но этот — о побеге
из жизни в детство — самый лучший».

Аннотация к книге следующая:

«Действие
романа происходит в городке Александрия, штат Миссисипи. Девятилетнего Робина
нашли повешенным во дворе родительского дома. Прошло 12 лет, убийца не найден,
многие члены семьи так и не оправились от утраты. Гарриет, которая была совсем
маленькой, когда погиб её брат, решает найти и покарать убийцу и берётся за дело
со всем подростковым пылом».

Если вы соскучились по старому
доброму американскому югу, то вот он перед вами. Как и все книги Тарт, это
роман взросление, путь ребёнка, путь подростка. Но, т.к. мы говорим об
американском юге, то наш главный герой, на мой взгляд, это такой Том Сойер в
юбке.

Итак, Гарриет растет в довольно
многолюдной семье, которую навеки разломала трагедия – смерть самого любимого ребенка.
Семья и до этого была склонна к мифологизации окружающего мира. Бесконечные
тетки, дядьки, бабки и двоюродные кузены словно бы так и застыли в
девятнадцатом веке, в постапокалиптическом мире, случившемся после того, как их
победили янки – янки с резкими голосами и дурными манерами. Да-да, привет Юг. Несмотря
на то, что действие происходит в середине семидесятых годов 20 века, порой в
романе наступает отчетливое ощущение несгибаемого века девятнадцатого: оттуда
пахнет ветивером, которым прокладывали белье в сундуках, стоят на каминных
полках потемневшие фотоснимки и т.д. Стоит чему-то случиться, как старшие Кливы,
будто пауки, ухватывают информацию и цепко оплетают ее дымкой воспоминаний,
превращая ее в симпатичные временные кокончики: завтра для них не существует,
потому что они всегда живут в идеальном, золотом, пахнущем ветивером вчерашнем
дне.

И вот в таком мире вырастает
девочка Гарриет. Ее отец – неприятный мужик, который живет с любовницей в
другом городе, поддерживая видимость семейной жизни исключительно ради
престарелых родственниц. Ее мать десятый год сидит на транквилизаторах и,
сказать по правде, умерла ровно в тот день, когда погиб ее старший сын. Старшая
сестра, единственный свидетель произошедшей катастрофы, оказалась так этим
травмирована, что провалилась в какую-то экзистенциальную топь, по большей части
состоящую из снов и грез. Гарриет – живая, бойкая и очень любопытная девочка –
по сути осталась одна на свете. Она никого не любит, потому что любить ей в
общем-то и некого. Во всей книге у Гарриет есть два человека, к которым она
чувствует неумелую, невыразимую, незнакомую ей любовь – их домработница Ида и
ее старшая двоюродная бабка Либби, но дальнейшая, взрослая жизнь, уж простите
за спойлер, заберет у нее и их.

Гарриет взрослеет, взрослеть при
этом совершенно не умея. Не то чтобы кто-то это вообще это умел. Однако Гарриет
в реальной жизни никогда и не жила. Ведь она росла в мире, который за нее
придумали и рассказали тетки – с вымышленным старшим братом, с рассказами о
былом величии дома Кливов, с всеми этим охами и ритуальным оплакиванием
сервизов с бубенцами. И когда наступает неизбежный момент ухода из этого мира в
мир реальный, Гарриет начинает паниковать. Она не знает, как жить, у нее нет
цели в жизни, она хочет быть Жанной д’Арк и Гудини, а вокруг нее цветет
нажористая половозрелость сверстниц, ее собственное тело вот-вот ее предаст,
девочки вырастают и не становятся Гудини, они, к ужасу Гарриет, становятся
женами, балеринами или медсестрами, но потом все равно женами. И тогда Гарриет,
в попытках навеки остаться в идеальном, рассказанном для нее мире, выдумывает
себе такую же, имеющую мало отношения к реальности цель – найти убийцу брата.

И вот отсюда начинается один из
самых страшных и прекрасных романов взросления, который только можно было
придумать – большой-большой рассказ о том, как Гарриет пыталась всеми силами
вцепиться в книгу, в историю, в сюжет, чтобы навсегда остаться в своих
двенадцати годах и ни разу, ни разу не встретиться взглядом с ужасающим
пониманием того, что настоящая жизнь никакого сюжета не имеет. Реальная
настоящая жизнь разворачивается совсем рядом с Гарриет – в семействе Рэтлиффов.
С нищетой, насилием и кучей родственников, которым до тебя (в отличие от родных
Гарриет) до тебя ой как есть дело. И собственно все вот эти разные, разно
оформленные ниточки сюжета под конец и спутываются в единый клубок ровно в том
самом месте, когда два этих мира сшибаются и Гарриет неминуемо взрослеет.

«Маленький друг» это роман не
только о взрослении, это роман о смерти. Но никак не смерти Робина. Он о
мучительном умирании внутреннего ребёнка.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: