«Центр тяжести» Алексей Поляринов

Современная Россия. Главные герои проводят детство в поселке «Рассвет». Ходят в школу, отбиваются от хулиганов, ищут пропавшее с карт Третье озеро посёлка. Мама героев пишет книгу сказок.

Озеро так и не нашли, герои повзрослели и перебрались в Москву. И вот здесь начинается история про конспирологические заговоры, киберутопическое будущее, журналистские расследования. Параллельно с линией героев развивают несколько других историй. Герои маминым сказок будут вплетаться в реальность, а ещё мы узнаем историю девушки по имени Марина. Не все линии сойдутся в конце романа, но финал у книги есть.

Центр тяжести – слоистая и многожанровая книга.

В ней – много других книг, рассказчиков и сказок. Порой не понятно, мы сейчас внутри сказки, которую пишет на наших глазах герой или это реальное время, прожитое героем.

После книги остаётся большой пребольшой вопрос. Что же хотел сказать автор и хотел ли он что–то сказать?

У слегка подготовленного читателя (т.е. меня) в голове держатся пару фактов об Алексее Поляринове из интервью и постов блогеров. Что мы знаем об Алексее? Он перевёл на русский язык «Бесконечную шутку» (в партнерстве со вторым переводчиком). Он любит литературу настолько, что готов копаться в ней глубоко. В своих романах и рассказах Алексей любит подражать другим авторам и жанрам.

В «Центре тяжести» отчётливо видно, как автор щедро использует известные литературные приёмы. Разные части книги написаны в разных стилях – детство героев, мамины сказки, взрослая жизни, отрывки, где история героя рассказана через интервью, часть истории рассказа как зарисовки для книги одного из героев.

Вопрос. Всё это было для чего? Чтобы лучше понять историю?

У меня осталось ощущение, что задумка автора была не столько в том, чтобы рассказать ужасающую утопическую историю современности. Автор собирает свой пазл, чтобы показать (буквально показать на страницах романа), как в принципе пишется роман. Из каких частей, жанров, стилей, пазлов эта большая художественная конструкция может состоять. И какая это запутанная работа. Такой вот мета–роман, что рассказывает нам историю написания романа. Конкретно этого и возможно других романов.

Отсюда и отсылки к другим книгам, фильмам, и сюжетные ниточки, триггеры, которые так и не были раскрыты. Куда всё–таки делось третье озеро? Зачем автор нам рассказал, что Грек собирает бракованные книги, что стало с его увлечением? Что стало с отцом героев, ведь в конце романа он так неожиданно упоминается?

Почему мне очень понравился роман?

Я люблю нелинейность, загадки и литературные пазлы.

При всём при этом автор красиво вкрапливает в своё упражнение по сочинительству книги – свои мысли и чувства. О постсоветской одержимости долбанными заборами, о необходимости однажды перестать держать небо над ребёнком и ослабить родительский контроль, о том, где мы все находимся, в какой стране живём и что каждый из нас должен делать, чтобы мир был лучше.

Несмотря на хаотичность и перескакивание от стиля к стилю – герои получились живые. Чувствуется, что автор их полюбил и прожил с ними какое–то время, а кто–то из них и есть сам автор. Мне было интересно проводит время с героями – Петро, Егор, Грек, татуировщик. Я испытала читательский кайф – отчётливо представлять себе героя и проживать с ним отведенный автором отрезок времени. А вот Марина, например, совсем для меня оказалось не проработанной героиней. Может и автору она была не по душе?

Отдельно отмечу, какие великолепные сказки внутри романа получились у Алексея Поляринова.

Для кого этот роман?

Если сравнить, чего в книге больше: сюжетного про киберутопическое будущее, власть, журналистские расследования или собственно романа о других романах с множеством цитат, отсылок, использованием конкретных жанров и стилей? То в книге всё–таки больше второго. Потому эта книга не для всех. Для читателя, который хочет прочесть интересную современную историю про будущее, которое вот–вот наступит и при этом не хочет ковыряться в отрывках, пытаясь их понять и склеить – такой роман будет тяжелым.

А я читала с удовольствием.

Добавить комментарий

Please log in using one of these methods to post your comment:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

Блог на WordPress.com. Тема: Baskerville 2, автор: Anders Noren.

Вверх ↑

%d такие блоггеры, как: